Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Мебель сошла с ума

Выставка в парижском Mobilier national

В музее-хранилище Mobilier national на улице Гобеленов открылась выставка с труднопереводимым названием Les Alienes du Mobilier national — «Безумцы из Национального архива мебели». 39 художников и дизайнеров показали 53 объекта, созданных ими на основе исторических предметов из запасников музея. На выставке побывал корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Мебель сошла с ума

Название выставки можно перевести как «Безумцы из Национального архива мебели». Все в этом переводе приблизительно, все нужно объяснять. В России нет аналогов Mobilier national, кроме разве что коллекций предметов мебели в фондах отдельных музеев. Единый всеобщий Национальный архив мебели — организация еще королевских времен, не раз менявшая название. Сначала это был склад, на котором хранилась обстановка королевских дворцов, некий грандиозный чулан. Потом, когда королей не стало, в эту кладовую стали отбирать самые прекрасные предметы прикладного искусства: мебель, лампы, люстры, шпалеры. Все это уже не монархия, а республика использовала для украшения министерств, посольств, мэрий, президентского и премьерского дворцов.

В нынешнем собрании Mobilier national, которое в 1937 году переехало в здание, построенное великим французским архитектором Огюстом Перре по соседству с бывшей мануфактурой Гобеленов, хранится более 130 тыс. предметов всех времен. Тут и «людовики», и «були», и «рульманны», и мебель 1970-х годов. Не просто бережно сохраняемый склад-архив, а еще и музей декоративно-прикладного искусства, который, служа практическим интересам республики, охотно показывает свои богатства на выставках всем желающим.

Коллекция постоянно пополняется. И постоянно сокращается. Время от времени ее приходится «чистить», освобождаясь от предметов, к которым по разным причинам потерялся интерес. Их могут продать, могут разобрать на запчасти, могут просто выбросить, а могут передать в руки художников, чтобы они воспользовались столами, комодами и стульями в качестве основы для новых произведений, чем «безумнее», тем лучше. Такую выставку уже делали в 2022 году, она пользовалась успехом. Сейчас ее повторили почти в том же формате.

В день открытия кроме произведений показывали и авторов — художники пришли пообщаться с первыми зрителями, среди которых были не только журналисты, но и, возможно, потенциальные покупатели. Некоторые работы сохранили первоначальные функции и вполне могут заинтересовать дизайнеров интерьера или галеристов, специализирующихся на авторской мебели. Другие вышли в новое измерение чистого искусства.

Канадский художник и фотограф Александр Жансон превратил старый потолочный светильник в роскошную подвесную люстру, использовав сплетенные волосы. Едва ли в нее можно будет ввернуть лампы, но любую выставку современного искусства она точно украсит. Художница-керамистка Жозефа де Вотибо добавила к двум тонконогим столикам звериные головы и лапы, решив, что деревянным четвероногим теперь можно уйти обратно в природу. Я счел своей обязанностью прочитать ей «Откуда стол пришел» Маршака: «Медведь бы в логово залез, Лису объял бы страх, Когда бы стол явился в лес. На четырех ногах!», закрыв тем самым пробелы французского школьного образования. Скульптор Мари-Анн Тьефри показала мне свою работу из переработанного картона, напоминающего кружева или соты пчелиного улья. Почтенный комод с доской из серого мрамора она укрыла чем-то вроде сплетенной из мягкого картона ткани. Эта теплого бумажного цвета форма изменила общую геометрию мебели, напомнив даже не скомканную скатерть, а будто бы проросшее внутрь комода, как древесный гриб, живое тело.

Читать также:
«Иногда возникает неожиданное»

Один из самых эффектных экспонатов — стол, покрытый зарослями кораллов. Его создала скульптор и дизайнер Валентина Юг Депуант. Она работает с кожей и, пользуясь этим разноцветным и пластичным материалом, превратила псевдоампирную мебель прошлого века в декорацию из мультика «В поисках Немо». Художница говорит, что представила себе стол, который провел много времени на морском дне и вернулся на сушу, обросший морскими цветами. Нечто вроде скульптур Дэмиена Хёрста с придуманного им корабля «Невероятный», но без гигантомании британца.

Выставка новых «безумцев» позволяет по-новому взглянуть на традиционную мебель, мимо которой мы часто проходим в музеях, не удостаивая ее вниманием. Ведь мебель — об этом свидетельствуют и прозрачные «людовики» Филипа Старка — ничуть не изменилась с XVIII века, как не изменились и наши излюбленные позы. Что парадный камзол со шляпой, что худи с капюшоном покрывают все те же тела и головы, не сказать чтобы сильно с былых времен поумневшие.

Зато кураторы Mobilier national еще раз показали бесконечность и непрерывность художественного процесса. Зря Поль Валери жаловался на варварство музеев: «Cокровищa наши тяготят и угнетают нас». На этой выставке свидетельством связи поколений мастеров служит великолепная подборка современных ковров и шпалер. Созданные между 1951 и 2016 годами на мануфактурах Гобеленов и Бове, они взяты из запасников и стали фоном для новых произведений. Их разместили с удивительной точностью — так, что они стали комментариями и дополнениями к каждой из работ.

Эти украшения — дополнительная приманка новой выставки, итог которой весьма оптимистичен. Увечная мебель, обреченная на выбраковку, обрела новую жизнь. Некоторые произведения вернутся в собрание Mobilier national уже как работы современных мастеров, другие найдут себе место в частных коллекциях или интерьерах.