Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Магия величия

Новый фильм Нанни Моретти

В прокат вышел фильм Нанни Моретти «Великая магия» (Il sol dell’avvenire), премьера которого состоялась на Каннском фестивале 2023 года. В нем режиссер рассуждает о себе в киноискусстве и о киноискусстве в себе. О том, что из этого получается, рассказывает Юлия Шагельман.

Магия величия

Уходящий год оказался на удивление богат на новые работы далеко не молодых режиссеров: от «Дворца» 90-летнего Романа Полански до, например, «Феррари» 80-летнего Майкла Манна. Некоторые из этих картин в СМИ поторопились назвать последними. Какие-то из них действительно кажутся подведением итогов, другие подтверждают, что их авторы как минимум верны себе, даже если ничего нового уже говорить не собираются, третьи — что они, несмотря на солидный возраст, пребывают в отличной творческой форме и еще могут удивить зрителей.

Итальянец Нанни Моретти по режиссерским меркам еще молод — ему всего семьдесят. Но почему-то его новая картина, несмотря на оптимистичное название (в оригинале это «Солнце будущего»), выглядит именно что как подведение итогов и чуть ли не как творческое завещание усталого мастера, которому все на свете надоело и единственное, что еще доставляет удовольствие,— это возможность поплеваться ядом в нынешнюю молодежь, которая, конечно, все делает не так.

Итак, режиссер Джованни (играет его сам Моретти, подаривший персонажу и свое имя в его полном варианте) готовится к съемкам своего очередного фильма, героями которого должны стать коммунисты 1950-х годов. «Русские, что ли?» — переспрашивает молодой ассистент. Нет, объясняет Джованни, в Италии в то время было два миллиона коммунистов. «Два миллиона русских жило в Италии?» — продолжает недоумевать ассистент, и Джованни закипает.

Читать также:
Кража по-итальянски

Но дурацкими вопросами его неприятности не исчерпываются: одна из актрис приходит на читку в туфлях без задника; любимая жена, она же — бессменный продюсер его картин (Маргерита Буй), впервые в жизни собирается совмещать работу над его проектом с другим, боевиком молодого выскочки (Флавио Фурно); дочка (Валентина Романи), тоже впервые, отказывается участвовать в семейном ритуале перед началом съемок — просмотре фильма Жака Деми «Лола». И каждое из этих событий Джованни переживает с одинаковым драматическим накалом.