Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Красная площадь семьдесят лет не видела никаких праздников»

Содержание:

Концерты зарубежных звезд под стенами Кремля: как это было

20 лет назад сэр Пол Маккартни впервые выступил в России, и сразу — на Красной площади. Послушать хиты The Beatles в самом сердце Москвы пришли десятки тысяч зрителей, в том числе президент Владимир Путин. Кто еще из зарубежных звезд пел под стенами Кремля и как это описывала пресса — в материале «Ъ».

Space

Впервые Красная площадь покорилась французской диско-группе Space. Ее основатель, пионер электронной музыки Дидье Маруани, много лет вынашивал идею дать концерт в центре Москвы, однако реализовать мечту смог только после развала СССР: 21 июня 1992 года Space собрала под стенами Кремля 360 тыс. зрителей, а на разогреве у Маруани пела сама Алла Пугачева.

«Красная площадь семьдесят лет не видела никаких праздников»

«Странно было играть на Красной площади просто для удовольствия людей… За несколько лет до этого я познакомился с министром культуры СССР, и он пригласил меня и Sрасе отыграть 21 концерт. Но я отказался — сказал, что не хочу играть для номенклатуры и хотел бы вернуться в СССР, чтобы выступить перед действительно большой аудиторией» («Сегодня», 21 октября 2015 года).

Ренцо Арборе

Спустя почти четыре года, 26 мая 1996-го, на Васильевском спуске выступил итальянский коллектив L`Orchestra Italiana во главе с певцом и шоуменом Ренцо Арборе. Оркестр больше двух часов исполнял традиционные неаполитанские песни в необычных аранжировках — от блюза до рок-н-ролла.

«Люди находились в прекрасном мире неаполитанской песни. Она заставляла их улыбаться, грустить, думать о светлом. На русском языке оркестр исполнил «Очи черные». Певец приезжал в Россию в самом начале перестройки… Особенно ему нравятся Красная площадь и Арбат» («Российская газета», 28 мая 1996 года).

«Итальянские туристы, посетившие московский концерт любимого артиста, на вопрос, что значит для них имя Ренцо Арборе, отвечали: «Это имя звучит для нас как Любовь и Красота». После концерта многие москвичи готовы были подписаться под этим признанием» («Коммерсантъ», 28 мая 1996 года).

The Prodigy

«Слово «PRODIGY» не нарисовал у себя на лбу только безрукий или безлобый… Ко времени выхода на сцену «Продиджи» большинство пришедших либо замерзло до чертиков, либо просто утомилось толкаться и получать за это дубинкой по башке. Поэтому, когда «Продиджи» появились-таки в начале десятого, никто не умер от восторга, все просто тихонечко запрыгали: под действием музыки и от дикого желания разогреть окоченевшие суставы» («Вечерняя Москва», 4 октября 1997 года).

Клавишник The Prodigy Лирой Торнхилл: «Какой-то инопланетный по атмосфере рейв, ни одного туалета, организация была на ужасном уровне, но люди пришли послушать Prodigy, и все получили то, что хотели» (Mixmag, июнь 2016 года).

Вокалист The Prodigy Кит Флинт: «Когда мы исполняли «Their Law» («Их Закон»), в это время детей жестоко толкали вооруженные до зубов русские силовики, которые сдерживали толпу. Это было очень сюрреалистично» (RedBull, 26 октября 2018 года).

Red Hot Chili Peppers

«За полтора часа до начала шоу пробиться к сцене без специальных пропусков было невозможно… Наиболее прозорливые фанаты занимали места на фасаде церкви Святой Варвары, немногочисленных деревьях и даже на столбах городского освещения» («Коммерсантъ», 17 августа 1999 года).

«Там и сям раздавались девичьи восклицания, адресованные вокалисту «перцев» Кидису: «Энтони, иди сюда!», «Кидис, я тебя хочу» и т. п. Энтони охотно подыгрывал фанатским чувствам: выйдя на сцену в белой рубашке и с галстуком (!), он скоро обнажился до пояса, чем вызвал несколько обмороков» (InterMedia, 16 августа 1999 года).

Пласидо Доминго

В 2001 году иностранная звезда должна была впервые выступить не снаружи, а внутри Кремля — на Соборной площади. 18 июля там был запланирован благотворительный концерт испанского тенора Пласидо Доминго, однако из-за ремонтных работ его перенесли на Красную площадь. Цена билетов достигала $1 тыс., поэтому непосредственно на сцене оперного певца лицезрели всего 2,5 тыс. человек.

«Последние ряды кончались где-то на подступах к Мавзолею. То есть покойного вождя революции в зрительный зал не пустили» («Коммерсантъ», 20 июля 2001 года).

«Прилегающие к Красной площади переулки были запружены людьми, которые не смогли заплатить несколько тысяч рублей за билет… Организаторы концерта решили, что, если даже не все билеты проданы, страждущим незачем слушать певца задаром» («Ведомости», 20 июля 2001 года).

«Акт меценатства был почти театрально обыгран: на сцену вынесли огромный щит в виде банковского чека, на котором Доминго поставил свою подпись со словами: «Хоть у меня и нет счета в российском банке»» (InterMedia, 19 июля 2001 года).

Пол Маккартни

«На Красную площадь Путин вышел через Спасские ворота минут через пятьдесят после начала выступления и ушел, только когда отзвучали последние аккорды шоу» («Аргументы и факты», 28 мая 2003 года).

Читать также:
Круиз гитариста

«Пол всячески подчеркивал, что визит в Россию для него особенное событие — заранее подготовил перевод многих фраз на русский и, к восторгу публики, зачитывал их по бумажке. Когда к зрителям присоединился президент Путин, Маккартни сообщил: «У нас пополнение». На бис сэр Пол вышел, размахивая российским триколором» («Российская газета», 26 мая 2003 года).

«Впервые за все время пафосных концертов на Красной площади партер встал и пританцовывал. Все эти мальчишки 60–70-х годов прошлого века, сегодняшние российские капитаны политики и бизнеса, снова стали мальчишками» («Известия», 25 мая 2003 года).

«Московский мэр часто подпевал, как и остальные, стоя, и чувствовалось, что Владимиру Путину не очень удобно сидеть в это время, и он тоже дважды вставал, но не подпевал, а только хлопал» («Коммерсантъ», 26 мая 2003 года).

Scorpions

Всего через три месяца, 6 сентября 2003 года, Москва отметила День города лазерным шоу Герта Хофа с участием Scorpions и экс-солиста Modern Talking Томаса Андерса под аккомпанемент Президентского оркестра. Для немецких рокеров это было не первое выступление в России, но дебют в самом сердце столицы. Правда, из-за стоимости билетов на концерт собралось всего 15 тыс. человек.

«Вокалист Клаус Майне исполнял хиты, кидал в VIР-партер барабанные палочки, но растормошить публику оказалось делом непростым. За то, чтобы статусно посидеть у стен Мавзолея перед сценой, люди выложили по $100–300, пришли сюда в пафосных нарядах и явно были не расположены трясти волосами и показывать «козу». Однако горячие немецкие парни и осенний московский воздух в конце концов подняли зрителей со своих мест» («Новые известия», 8 сентября 2003 года).

«В какой-то момент Клаус Майне затянул «Полюшко-поле» и призвал публику спеть с ним. Публика призыв проигнорировала» («Коммерсантъ», 8 сентября 2003 года).

Джо Кокер

«Солидные дядечки в костюмах, которые занимали большую часть сидячего партера, вскакивали с мест и с душой подпевали любимым песням. Музыканты Кокера сделали все, чтобы продемонстрировать, что в России они чувствуют себя как дома: саксофонист красовался в shapka, одна из бэк-вокалисток — в майке с надписью «Москва»» («Коммерсантъ», 16 сентября 2005 года).

«Он с самого начала щедро делился с залом своим best of, правда, зал, слегка затюканный фсошниками, требовавшими не покидать своих мест, реагировал сдержанными аплодисментами… Публике после концерта тоже не хватало слов выразить свои чувства. Уходя с Васильевского, услышал, как кто-то сказал: «Кокер нас просто задушил… в объятиях»» («Известия», 16 сентября 2005 года).

«Иногда казалось, что от переизбытка эмоций седовласый музыкант вот-вот разорвет на себе рубашку… «Следующую песню мы репетировали специально для Москвы»,— заинтриговал музыкант, и зазвучали аккорды композиции «My Father`s Son», при этом публика разразилась оглушительными аплодисментами» (InterMedia, 15 сентября 2005 года).

Шакира и The Black Eyed Peas

«Кувыркаясь и выплясывая, The Black Eyed Peas пропели все свои основные хиты, наконец заставив толпу на Васильевском спуске танцевать. К этому моменту стало очевидно, что артистам и дела не было до Red Square, они работали с публикой, как сделали бы это на любой рок-площадке» («Общая газета», 24 июля 2006 года).

«Шакира яростно выплясывала и выдавала мощнейший вокал, сдобренный рок-обработкой. Под конец выступления пушки у сцены выпалили в воздух разноцветные листочки бумаги, так что храм Василия Блаженного на несколько мгновений превратился в увеличенную копию сувенира «шар со снегом»» («Коммерсантъ», 24 июля 2006 года).

«Хотя ранее музыканты признавались, что далеки от политики и ею не интересуются, во время выступления Black Eyed Peas на экранах возникало изображение обезьяны, которое сменялось фотографией Джорджа Буша. Вопрос, что бы это значило, остается открытым» («Новые известия», 24 июля 2006 года).

Linkin Park

«Вполне благопристойный молодой люд стекался к Красной площади по всем возможным улицам, набережным и переулкам и узнавал, что в километровом радиусе не только запрещена продажа пива и шампанского, но и блокированы эшелонированными кордонами все пути, ведущие к Васильевскому спуску» («Известия», 24 июня 2011 года).

Солист Linkin Park Честер Беннингтон: «Я чувствовал тяжесть тех лет, когда я рос и мне говорили, что это запретное место. Поэтому то, что дети смогли выразить себя таким образом, действительно трогательно; мы никогда этого не забудем» (The Guardian, 7 июля 2011 года).

На этом история шумных концертов под стенами Кремля закончилась: в декабре 2013 года президент Владимир Путин утвердил исчерпывающий список мероприятий, которые разрешено проводить на Красной площади: парад Победы, присяга, фестивали военных оркестров и другие традиционные события.