Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Коллекции выходят из карантина

Музей Метрополитен отчитался о восстановлении после пандемии

Администрация нью-йоркского Музея Метрополитен объявила, что последствия пандемии COVID-19 в смысле посещаемости «в основном» преодолены. И хотя Met не достиг еще уровня в 7 млн посетителей в год (итог 2019 года), общая тенденция наконец-то положительная. Художественный обозреватель “Ъ” Кира Долинина считает, что это хорошая новость для всех крупных мировых музеев, которые испытывают на себе этот постковидный синдром.

Коллекции выходят из карантина

Музей Метрополитен не является мировым рекордсменом по посещаемости — это место практически всегда занимает Лувр. Но в художественном мире все, что происходит с Met, считывается как важнейшие сигналы и для музейной моды, и для музейной экономики. Резкий подъем числа его посетителей в 2023/24 финансовом году (5,4 млн человек против 3,2 млн в 2022-м) свидетельствует не столько даже о нормализации туристических потоков, которые даже после окончания пандемии все еще далеки от уровня тучных 2010-х, сколько о новых трендах музейной политики.

Если на зарубежных туристов главному американскому музею пока сильно рассчитывать не приходится (последний отчет главного контролера Нью-Йорка показывает, что число гостей города из-за рубежа сократилось почти на 14% по сравнению с 2020 годом), то основная работа должна быть сосредоточена на «своем» посетителе. При этом в понятие «свой» входят как американские туристы в целом, так и постоянные посетители музея из числа жителей Нью-Йорка и близлежащих штатов, которые ходят в Met по несколько раз в год как минимум. Казалось бы, обязательный туристический визит в Met — это миллионы снисходительных посетителей, которым нет дела до каких-то особых новшеств. Но музей решил отойти от этой аксиомы и попытаться ввести в свою орбиту значительное число тех, кто в музей ходит нечасто, а то и вовсе никогда.

В первую очередь это дети. Met никогда не скупился на детские программы, а его новый детский центр на 81-й улице уже привлек более 170 тыс. посетителей с момента своего открытия в сентябре 2023 года. Вторая зона ответственности, которую принял на себя Met, это привлечение в музей зрителей из малообеспеченных слоев населения. Понятно, что обойтись без акцента на искусство латиноамериканцев, афроамериканцев, выходцев из стран Азии и других представителей неевропейских культур в сегодняшних США было бы невозможно. В этом ключе была сделана завершившаяся 28 июля успешная (430 тыс. проданных билетов) выставка «Гарлемский Ренессанс и трансатлантический модернизм». К этому же тренду относится и запланированная на ноябрь выставка «Бегство в Египет: чернокожие художники и Древний Египет». На выставке будет представлено 200 работ более 100 художников, включая 85-летнюю Барбару Чейз-Рибу, покойного Жан-Мишеля Баския и 47-летнего Рашида Джонсона.

Но не только сугубо тематические выставки призваны изменить социальный климат среди посетителей музея. В ноябре 2023 года была завершена пятилетняя модернизация основной экспозиции Met. С одной стороны, она была вызвана печальным состоянием стеклянных потолков основного здания; с другой — под это дело была проведена ревизия всей европейской коллекции музея. Теперь рядом с классическими шедеврами Ренессанса или барокко висят работы современных художников. Изменены и акценты. «При реструктуризации галерей кураторы сосредоточили внимание на женщинах-художниках, а также на истории классовой, расовой, гендерной и религиозной принадлежностей произведений»,— отчитывается музей. Нравится это далеко не всем, многие резонно считают, что популизма здесь куда больше, чем научной основательности. Но глаз задерживается, радикальное столкновение цивилизаций побуждает анализировать, а именно это Met и хочет предоставить своим посетителям в первую очередь. Европейским искусством дело не закончится: на будущий год запланировано завершение реновации Рокфеллеровского крыла с его коллекцией искусства и ремесел Африки, а также коренных народов Америки и Океании. Результаты пока подтверждают правоту администрации музея: его посещаемость показывает рекордное количество цветных людей, составляющих почти 56% его внутренней аудитории.

Читать также:
И празднословный, и «Лукавый»

Все это — отход от расчета почти исключительно на интерес к шедеврам, введение в постоянную экспозицию отвечающих современной повестке дня тем, «музей в музее» (программы для детей), переориентация на внутренний туризм и привлечение новой аудитории — направления, по которым сегодня работают многие музеи. И если Лувр в этом году, скорее всего, опять будет первым в рейтинге посещаемости музеев без особых телодвижений (парижская Олимпиада ему в помощь), Ватиканские музеи всегда в тройке чемпионов просто потому, что это Ватикан и Рим, то остальным главным музеям мира приходится сейчас нелегко. Американские музеи страдают от резко поднявшихся во время пандемии и так и не опустившихся цен на интерконтинентальные полеты. Британские (два из которых в первой десятке рейтинга посещаемости) — от дороговизны туристического визита в Лондон. Российские (Эрмитаж держит в 2022–2023 годах стабильное десятое место, остальные отечественные лидеры из десятки выпали) — от ухода западных туристов, место которых стараются занять китайские и отечественные гости, но пока еще недостаточно эффективно. В прошлом десятилетии многие музеи ставили на выставки-блокбастеры, которые привлекали сотни тысяч новых посетителей со всего мира. В этом, благодаря ли пандемии и военным конфликтам, реальным или ментальным трудностям перемещения или по каким иным причинам, громкие временные экспозиции — лишь один из многих способов повышения посещаемости. Куда убедительнее кажется музейным менеджерам ориентация на мультикультурное разнообразие и иные актуальные дискуссии. То, что казалось вчера модным студенческим дискурсом, сегодня входит в постоянные экспозиции первых музеев мира. А значит, это надолго. Отчетные результаты этого музейного переворота могут быть разными, но следить за процессом точно будет интересно.