Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Жанр использован слишком прямолинейно»

Дмитрий Буткевич — о «Кабаре Пушкин»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о постановке Алексея Франдетти в «Ленкоме», приуроченной к юбилею поэта.

«Жанр использован слишком прямолинейно»

Не так много премьер случается в самом конце сезона летом. Крупные открытия — и выставочные, и театральные — приберегают на осень. Но здесь особый повод: юбилей, 225-летие Александра Пушкина. Только что в «Ленкоме» прогремела (в первую очередь потому, что это все было действительно очень громко) премьера «Кабаре Пушкин» — спектакль, поставленный, как бы точнее сказать, по мотивам «Маленьких трагедий» с использованием текстов Пушкина. Из четырех «трагедий» отсутствует лишь «Скупой рыцарь», наверное, потому что в нем особо не споешь и не станцуешь.

Композитор Юрий Севастьянов не только сочинил музыку для исполнения песен на стихи поэта, но и исполняет партии на саксофоне вместе с Большим джазовым оркестром Петра Востокова. Оркестр из глубины сцены сопровождает литаврами буквально каждый вздох артистов. Главный режиссер театра Алексей Франдетти ярко и, как показалось, не без усмешки этой постановкой прощается с «Ленкомом». Неоднократный лауреат «Золотой маски» накануне премьеры объявил о своем уходе, хотя контракт с ним был заключен на три года, а проработал он там только два, поставив два спектакля (первый — к юбилею Владимира Маяковского). Франдетти, более всего преуспевший в музыкальных постановках, был привлечен в драмтеатр, впрочем, где музыка всегда была в чести. Все же одна из самых прославленных постановок «Ленкома» — рок-опера «Юнона и Авось».

Итак, режиссер уходит в Театр эстрады, напоследок оставляя очень непростое шоу или зрелище, и отнюдь не дешевое. Неистовство с перьями и стразами, с костюмами по моде начала ХХ века, сложными декорациями и сценографией, шевелящимися тремя частями сцены, с выдвигающимися из пола столами-столиками, цирковыми акробатами, обошлось в 70 млн руб. Жанр кабаре, где почти невозможно не въехать в вульгарность, использован, на мой взгляд, слишком прямолинейно. Ахматова писала, что «быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина». Зритель спектакля «Кабаре Пушкин» вряд ли их услышит.

Читать также:
Радикал-классицист