Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Империя зла и добра

Новый фильм Брюно Дюмона

В российский прокат выходит «Империя» — причудливый образец артхаусной фантастики, снятый неповторимым Брюно Дюмоном. За эволюцией режиссера на протяжении четверти века с удивлением наблюдает Андрей Плахов.

Империя зла и добра

В чем Дюмон не меняется — так это в верности Северной Франции: «гением места» он признан еще начиная с дебютной «Жизни Иисуса». Вторая картина под названием «Человечность» принесла ему три приза Каннского фестиваля 1999 года, там же спустя несколько лет успех сопутствовал и «Фландрии». Все это были депрессивные, аутичные фильмы, нагруженные тяжелой физиологией и мучительными выплесками духовности. Дюмон укреплял свою позицию как сумрачный радикальный автор с уклоном в брессоновский богоискательский пафос.

Начиная с пародийного полицейского сериала «Малыш Кенкен», режиссер открылся публике совершенно с новой стороны, задействовав арсенал поп-культуры и все больше представая изощренным виртуозом комического. Кстати, комедийная пара жандармов — усатый Роже ван дер Вейден (Бернар Прюво) и беззубый Карпентье (Филипп Жор) из «Кенкена» мелькают и на периферии «Империи»: один по-прежнему страдает нервным тиком, другой, запинаясь, философствует.

Но есть здесь комизм и более высокого, даже зловещего порядка. Чего стоит хотя бы перформанс Фабриса Лукини, принимающего обличье инфернального Вельзевула и выделывающего неподражаемые пантомимы. При этом никакого легкомыслия: монументальная инсталляция из космоса готического собора Сент-Шапель и барочного дворца в Казерте под музыку Баха подтверждает неизменную привязанность режиссера к традициям средневековой готики и других достойных эпох.

Читать также:
Связь времен вымели метлой

Дюмон не любит менять геолокацию. Действие по-прежнему происходит в деревне Одрессель на Опаловом берегу, который по неизвестной причине облюбовали инопланетяне. Возможно, потому, что этот край населен особенно наивными чудаками-аборигенами, в тела которых сподручно вселяться агентам межпланетной империи со своими целями и задачами. Депрессивное захолустье становится полем мировой битвы добра со злом. Космических воинов больше всего беспокоит рождение от семени местного рыбака мистического ребенка Фредди, призванного стать мессией зла, усугубить вражду в и без того неразумном человечестве. На фоне этой экспансии силам добра то и дело приходится прибегать к крайним мерам, например к отсечению голов с помощью световых мечей — веселая пародия на бесконечные «Звездные войны».