Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Хранитель равновесия

Вышли на экраны «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки

В прокат вышел «Мальчик и птица» — первый за десять лет полнометражный фильм Хаяо Миядзаки. Японский классик анимации здесь объединяет все традиционные для его творчества темы и мотивы, наполняя их новыми смыслами, но и повторяя прежние уроки. Рассказывает Юлия Шагельман.

Хранитель равновесия

В 2013 году, когда на Венецианском фестивале состоялась премьера фильма «Ветер крепчает» — беллетризованного почти байопика авиаконструктора Дзиро Хорикоси, а на самом деле истории о взаимоотношениях мечты о полете и реальности, в которой полет заканчивается сбросом бомб на мирные города,— Хаяо Миядзаки объявил, что это его последняя картина. Это был не первый такой случай в его карьере: он уже несколько раз отходил от дел, например, в 1997 году, после «Принцессы Мононоке». Но тут все почти поверили — как-никак, в 2013-м Миядзаки было уже 72 года. Как поверили и в 2017-м, когда со студии Ghibli просочилась информация, что сенсэй работает над новой картиной — теперь уж точно последней, которую он затеял только для того, чтобы попрощаться с маленьким внуком.

Шестьдесят аниматоров трудились над фильмом почти семь лет, вручную рисуя по минуте анимации в месяц. В японский прокат он вышел летом этого года, без всякой рекламной кампании, только на одном имени автора став самым успешным релизом в истории студии Ghibli и войдя в десятку самых кассовых картин года.

Как и «Ветер крепчает», «Мальчик и птица» в большой степени автобиографичен, но детали собственной жизни Миядзаки использует только как отправную точку сюжета, по ходу действия из реалистичного становящегося сказочным. Действие фильма стартует «на второй год войны», то есть в 1943 году, когда в горящей после обстрела больнице погибает мать 12-летнего Махито. Спустя еще год отец увозит мальчика из столицы в сельскую усадьбу, поближе к авиазаводу, которым он управляет (отец самого Миядзаки тоже во время Второй мировой был директором фабрики авиадеталей, семья часто переезжала, а его мать болела туберкулезом и постоянно лежала в больницах, хоть и дожила до 1983 года). Здесь Махито знакомится с целой толпой гротескных старушек-служанок, напоминающих Юбабу и Дзенибу из «Унесенных призраками», и с новой женой отца по имени Нацуко, уже ожидающей ребенка. Шок от этих известий усиливается тем, что это младшая сестра его покойной матери, похожая на нее, как две капли воды.

Читать также:
Случаи из уличной жизни

В этой тихой местности война вроде бы не слышна, но о ней напоминают то уходящие на фронт мобилизованные, то кабины самолетов, доставленные на папину фабрику, а главное — кошмары Махито, в которых снова и снова повторяются токийские пожары. В новой школе его задирают, примириться с тем, что Нацуко заняла место его мамы, он не может, поэтому прячется ото всех в своей спальне, на окно которой начинает прилетать надоедливая серая цапля, вдруг заговаривающая человеческим голосом и сообщающая, что мать Махито на самом деле жива. Чтобы найти ее, надо проникнуть в каменную башню с заваленным камнями входом, когда-то построенную двоюродным прадедом мальчика, большим ученым, который «прочел так много книг, что сошел с ума», а потом таинственным образом исчез.

Первая попытка попасть в башню оказывается неудачной, но когда внезапно исчезает уже Нацуко, Махито вместе с цаплей и служанкой Кирико отправляется на ее поиски. На этом месте стройная нарративная часть фильма заканчивается, и вместе с героями мы опрокидываемся в невероятный потусторонний мир, где цапля оборачивается смешным зубастым человечком с бородавчатым носом, а древняя служанка — юной отважной рыбачкой. Здесь обитают гигантские рыбы, души нерожденных детей (выглядят они как круглые попискивающие кавайные существа, которых называют «варавара»), пожирающие их пеликаны и военизированные отряды шагающих строем огромных попугаев — так в этом измерении откликается идущая в реальности война. Яркие экспрессионистские пейзажи чередуются с карикатурными картинками попугайского государства, заключенного в некое подобие Вавилонской башни. В ее бесконечных коридорах и бесчисленных комнатах Махито ищет своих маму и мачеху, а находит точку хрупкого равновесия, на которой держится все это странное мироустройство.

Однако, получив предложение остаться и стать хранителем этого равновесия, он решает вернуться, таким образом делая первый взрослый выбор — научиться принимать боль и потери, чтобы жить дальше. Это спокойный смиренный вывод после хаотического водоворота фантастических образов и деталей действует как неожиданное пробуждение после яркого запутанного сна. Но именно это — жить дальше — намерен делать сам Миядзаки. Ведь уже к моменту международной премьеры в сентябре на кинофестивале в Торонто стало известно, что никуда уходить он не собирается и уже работает над новым проектом — хорошая новость и для зрителей, и для уже почти 83-летнего режиссера, которому, если судить по «Мальчику и птице», все еще есть что сказать.