Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Грусть сезона

На экранах «(Не)бывшие» Стефана Бризе

В прокат вышла мелодрама французского режиссера Стефана Бризе «(Не)бывшие» (Hors-saison), участвовавшая в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля 2023 года. Несмотря на то что картина осталась без наград, она являет собой пример умного и тонкого «взрослого» кино, отсылающего к классике, но остающегося современным, считает Юлия Шагельман.

Грусть сезона

Стефан Бризе — довольно частый завсегдатай европейских кинофестивалей, на которые он, как правило, привозил социальные драмы, посвященные кризису капитализма и тому, как экономические невзгоды ложатся тяжким бременем на плечи маленького человека, «типичного представителя» рабочего или среднего класса. Три его фильма — «Закон рынка» (2015), «На войне» (2018) и «Другой мир» (2021), связанные этими темами, а также исполнителем главных ролей в каждом из них Венсаном Линдоном, даже объединяют в неофициальную трилогию. На этом фоне «(Не)бывшие» — камерная, разыгранная на двоих история забытого и вновь всколыхнувшегося чувства, где если и присутствует кризис, то глубоко личный, а не социально-политический,— может удивить. Однако в фильмографии Бризе были и фильмы о поздней любви, как «Мадемуазель Шамбон» (2009) все с тем же Линдоном, или экранизация романа Ги де Мопассана «Жизнь» (2016) со всеми положенными костюмами и сельскими видами. Так что поворот от общественной жизни к частной для него не такой уж неожиданный.

Поначалу эта жизнь едва теплится, как и существование бальнеологического курорта на берегу моря где-то в Бретани в мертвый сезон (так называется фильм в оригинале). Сюда, в полупустующий роскошный отель (сплошь изысканное сочетание белого и серого, светлое дерево и пушистые халаты), приезжает знаменитый киноактер Матье (Гийом Кане), чтобы пройти курс ненужной ему талассотерапии, а на самом деле — спрятаться от всего мира после острого приступа неуверенности в себе. Желая доказать, что он способен не только на однотипные роли в сливающихся друг с другом фильмах, Матье решил выйти на сцену, но в последний момент, когда декорации были уже готовы, а глянцевые журналы взахлеб анонсировали спектакль, испугался и сбежал.

Теперь он бесцельно бродит с одной процедуры на другую, выслушивает по телефону попреки режиссера, которого подвел своей выходкой, и спокойные рассуждения жены, популярной телеведущей (ее голос в трубке озвучивает соавтор сценария Мари Друкер), втолковывающей ему, что ничего страшного не случилось, по ее настоянию пытается читать сценарии, но предлагают ему все такую же ерунду, шаблонные полицейские боевики и пустоголовые комедии. Первые сцены фильма сняты с невозмутимой иронией, и особенно смешными их делает та серьезность, с которой герой Кане сражается со слишком умной для него кофемашиной, покорно делает селфи с персоналом отеля, открывает и закрывает пультом автоматические двери в своем номере или выслушивает путаный монолог фитнес-тренера (Юго Дийон) о встреченной им по дороге на пробежку птичке редкого исчезающего вида.

Читать также:
Байопик без прототипа