Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Флейты» голос нервный да надежды злые

Театр «Новая опера» объявил планы будущего сезона

К началу календарного лета ни один из оперно-балетных театров Москвы и Санкт-Петербурга еще не обнародовал свои планы на будущий сезон. 3 июня о будущих премьерах все-таки рассказал один из них — столичная «Новая опера». Интригующие театральные и музыкальные намерения комментируют Татьяна Кузнецова и Сергей Ходнев.

«Флейты» голос нервный да надежды злые

Успокоительно-хитовое название в перечне будущих премьер «Новой оперы» только одно — это «Волшебная флейта» Моцарта. Самый известный моцартовский зингшпиль в настоящее время в Москве идет довольно редко, хотя когда-то, в нулевые, все было иначе — именно с «Волшебной флейтой» были связаны этапные работы крупных западных режиссеров в отечественной столице. В Большом театре оперу ставил Грэм Вик (2005), а в той же «Новой опере» — Ахим Фрайер (2006), но оба спектакля уже давным-давно сняты с репертуара.

Теперь «Новая опера», продолжая курс своего директора Антона Гетьмана на привлечение в оперный театр заметных режиссеров театра драматического, поручила «Флейту» Егору Перегудову, который в 2022 году стал худруком московского Театра им. Маяковского. Музыкальное же руководство получит Филипп Чижевский: дирижер оказался в ситуации последних двух лет буквально нарасхват (в частности, в концертных программах Московской филармонии), с «Новой оперой» он тоже сотрудничал на протяжении последних сезонов неоднократно. Однако в случае «Волшебной флейты» театр получит, очевидно, первый в собственной практике опыт исполнения Моцарта в поджарой и динамичной «исторически информированной» стилистике. Выйти «Флейта» в постановке Перегудова и Чижевского должна в самом конце будущего сезона, 10 июля 2025 года.

Второе оперное название — напротив, абсолютная премьера не только московская, но и российская — откроет 19 января 2025 года традиционный Крещенский фестиваль «Новой оперы». Это «Ванесса» американского классика Сэмюэла Барбера, автора одного из самых шлягерных произведений академической музыки ХХ века — «Адажио» для струнных (1936). Первое обращение «Новой оперы» к «Ванессе», безусловно, эксперимент, но эксперимент с основательным расчетом на репертуарность. Опере Барбера есть чем приманить даже неискушенного и настороженного слушателя: отсылки к готической литературе, атмосфере хичкоковского кино, символистской драме, оперной классике столетней давности считываются с обаятельной легкостью, а композиторская эстетика дружелюбно склоняется к неоромантизму, что и принесло «Ванессе» популярность как в консервативной оперной Америке 1960–1970-х, так и на европейских сценах. Вдобавок у «Новой оперы» в данном случае есть еще одна театральная приманка: ставить «Ванессу» будет режиссер Дмитрий Волкострелов, одна из самых видных персон в отечественном театре новейшей формации.

Читать также:
Количество номинаций ТЭФИ увеличат в связи с отражением на телевидении спеоперации

Не забыта и танцевальная труппа, которая вошла в состав «Новой оперы» в 2022 году на волне «оптимизации» столичных театров, затеянной департаментом культуры правительства Москвы, сохранив родовое имя — «Балет Москва». В марте 2025 года выйдет мировая премьера спектакля «Кармен в моей голове» в постановке признанного лидера отечественной современной хореографии Татьяны Багановой. Можно с уверенностью утверждать, что никакой «испанщины» —оборчатых юбок, яркой экзотики, вольнолюбивых цыганок, красавцев тореадоров,— а также искрометностей Жоржа Бизе в этом спектакле не будет. Музыку пишет Настасья Хрущева, уже создавшая несколько удачных работ для балетного театра. На премьере за роялем выступит она сама: музыка рассказывает многозначную историю как бы от имени Хосе. В интерпретации авторов Кармен — не персонаж и не реальная женщина, она — неотвязный мираж свободы, которым одержим герой-рассказчик. Костюмы к психоделическому спектаклю делает Галя Солодовникова, декорации — Лариса Ломакина, вдохновленная образом бесконечной лестницы Маурица Эшера — так называемого невозможного объекта, который ведет одновременно и вверх, и вниз.

Театр, по-прежнему не имеющий главного дирижера, запланировал также ряд примечательных концертов с различными маэстро — в частности, монографические программы, посвященные Веберу (7 ноября, дирижер Сяобо Ху), Шуберту (14 февраля 2025 года, дирижер Клеман Нонсье), Гайдну (12 марта 2025 года, дирижер Павел Романенко), Моцарту (29 апреля 2025 года, дирижер Филипп Чижевский). А откроется сезон 3 октября концертным исполнением «Доктора Атома» Джона Адамса под управлением дирижера Федора Леднева. Оперную партитуру (2005), посвященную Роберту Оппенгеймеру и созданию атомной бомбы, «Новая опера» впервые в России представила еще в январе прошлого года (см. “Ъ” от 21 января 2023 года), а теперь к ней вернется снова. Самой отчаянной актуальности сюжет за это время не потерял, чему причиной не только масскультурные обстоятельства (выход фильма Кристофера Нолана «Оппенгеймер» летом 2023 года), но и, увы, международная обстановка.