Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Дворец» своей судьбы

В прокат выходит новый фильм Романа Полански

«Дворец» Романа Полански, оплеванный прогрессивными критиками Венецианского фестиваля, неожиданно прорвался в целомудренный российский прокат, где главной цензурной купюрой в фильме стало выступление Владимира Путина в канун 2000 года. Лишнее подтверждение того, что от парадоксов судьбы не убежишь, получил Андрей Плахов.

«Дворец» своей судьбы

Полански, никак не будучи трусом, всю жизнь бежал. Еврейский подросток прятался от нацистов в польских деревнях под чужим именем. Лучший ученик Лодзинской киношколы сбежал от коммунистической идеологии на Запад. Потом от леворадикальной европейской — в Америку, уже будучи признанным режиссером. Оттуда — от американского правосудия и психического расстройства — опять в Европу.

В 2009 году Полански приехал на кинофестиваль в Цюрих получить награду за вклад в кинематограф, но был арестован по требованию США и семь месяцев провел в заключении. Из них четыре — под домашним арестом в Гштаде, лыжном курорте, который известен также отелем класса люкс Le Palace. Освобожденный швейцарскими властями, режиссер отправился домой в Париж, чтобы вскоре испытать новый наезд — теперь со стороны узурпировавших общественное мнение феминисток. А спустя десять с лишним лет вернулся в Гштад, чтобы снять здесь «Дворец».

Первая большая сцена фильма — лучшая в нем. Одним непрерывным кадром показано, как отель, управляемый эффективным менеджером (Оливер Мазуччи), готовится к приему высоких гостей, прибывающих на встречу миллениума, а значит, к тому, чтобы за хорошие чаевые удовлетворить их самые дикие капризы. Полански — бог кинематографического пространства, его создания и максимально творческого использования: «Отвращение», «Ребенок Розмари», «Жилец» — тому неопровержимые примеры. Тут вместо одной квартиры — целый дворец, есть где развернуться.

Читать также:
«Если слушатель отдохнул, значит, у нас ничего не получилось»

На самом деле, дабы опять не подвергаться риску нового ареста, режиссеру можно было и не покидать Францию: на Лазурном берегу нетрудно найти аналогичный VIP-отель. Но Le Palace, это высящееся в горах сказочное многоэтажное шале, соблазнителен не только тем, что в нем отметились Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Майкл Джексон. Самый пикантный момент биографии легендарного отеля состоит в том, что его подвал во время Второй мировой войны использовала Швейцарская банковская корпорация для хранения ценностей, а в их числе были, как хорошо известно, и золото Третьего рейха, и грязные нацистские деньги, и те, что принадлежали гонимым и убитым евреям.

Уже поэтому, когда в столь «намоленном месте» под занавес 1999 года собираются «хозяева жизни» и «сливки общества», чтобы залить алкоголем «конец света», не возникает особых сомнений в чистоте богатств, нажитых этой клиентурой. Дышащий на ладан техасский миллиардер Артур Уильям Даллас III (монти-пайтоновский комик Джон Клиз) отмечает первую годовщину брака с юной телкой необъятной толщины и заказывает ей в качестве подарка живого пингвина. Пингвин-то живой, а вот заказчику удастся встретить миллениум в виде, да-да, ходячего трупа. Шикарная старуха Маркиза (Фанни Ардан) соблазняет молодого сантехника и кормит черной икрой собачку чихуа-хуа, чьими экскрементами провонял весь эксклюзивный отель. По его барам и коридорам дефилирует компания вышедших в тираж бывших красавиц — жертв присутствующего здесь же пластического палача-хирурга; одну из жертв играет Сидни Ром, в молодости блиставшая у Полански в фильме «Что?».