Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Друзья о Николае Цискаридзе: «Некоторые Колю недолюбливают»

Содержание:

Друзья о Николае Цискаридзе: «Некоторые Колю недолюбливают»

В самом конце прошлого года 50-летие отметил Николай Цискаридзе — ректор Академии Русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге, ведущий программы «Сегодня вечером» на Первом канале, бывший премьер Большого театра, танцовщик с мировым именем…

О Цискаридзе — исполнителе партий «всех принцев», танцоре, педагоге, верном друге — в беседе с «МН» рассказали его коллеги, ученики и близкие люди.

«ОН, КОНЕЧНО, СЧАСТЛИВЧИК»

Светлана Захарова, 

прима Большого театра:

— Николай Цискаридзе — талантливый яркий человек, использовал свой природный дар в правильном направлении. Он, конечно, счастливчик — учился в одном из лучших училищ Советского Союза — Московском хореографическом, у гениального педагога Петра Пестова. Совсем юного тогда Цискаридзе заметил сам Юрий Григорович, который тогда был главным балетмейстером Большого театра. Уже в стенах театра Николай постигал мастерство у выдающихся мастеров нашего времени. Не это ли самое большое счастье — такая мощная учебная основа, база?

Николай всегда собран, дисциплинирован. По-другому и невозможно существовать в нашей профессии. С ним всегда интересно работать, репетировать, общаться вне сцены. Он очень эрудированный. Верный друг — если нужна помощь, сделает все, что в его силах. Максималист во всем. Некоторые в нашей профессии его недолюбливают. Потому что может быть и откровенным, и резким, и честным. А я как раз его за это и уважаю — за искреннюю прямоту и, конечно же, за талант.

«КОЛЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ НЕ ПОДПИСАЛ…»

Анастасия Волочкова, 

бывшая прима Большого театра:

— Коля иногда шутит, что он «родился в шпагате». То есть изначально обладал блестящими природными данными — гибкостью, пластичностью. У меня таких данных от природы не было, я нарабатывала. В этом наше главное отличие… Вообще у нас много общих воспоминаний. Есть смешные. Например, Коля, как и я, любит все яркое и блестящее. Когда мы танцевали в «Раймонде», постановке Григоровича, и на моем костюме было очень большое количество камней и стразов, Коля упросил меня срезать несколько камней, чтобы на его костюме их было больше. (Смеется.) Также мы с Колей отличаемся от других артистов балета еще и тем, что оба никогда не боялись говорить правду о том, что на самом деле происходит в стенах Большого театра и вообще в мире балета. Поэтому такие выскочки, как Волочкова и Цискаридзе, конечно же, помешали Большому. Сначала избавились от меня, незаконно уволив в 2003 году. Тогдашний директор театра Анатолий Иксанов буквально подговорил артистов балета подписать против меня письмо, потому что ему нужен был повод для моего увольнения. И единственным, кто не подписал этот пасквиль, был Цискаридзе. Его смелость и чувство дружбы в той ситуации вызывают отдельное уважение.

А через 10 лет, в 2013-м, Коля сам оказался в такой же ситуации. Избавлялись от него почти по такой же схеме, как и от меня. На самом деле стыдоба и несправедливость — то, что происходило в Большом театре, просто беспредел! Но, несмотря на козни завистников, ни я, ни Коля не потерялись ни в профессии, ни в жизни. Цискаридзе возглавил Академию Русского балета, которую, кстати, в свое время с отличием окончила я. Можно сказать, что мы с ним «поменялись городами»: он теперь живет в Питере, а я, петербурженка, — в Москве. Примерно год назад я навещала мою альма-матер, Коля проводил мне экскурсию по академии. И я была поражена тому, насколько в кратчайший срок он превратил балетную академию просто в шедевр. Не только в плане ремонта, но и в плане подготовки артистов. Это безусловная заслуга Цискаридзе. При этом он остается человеком в лучшем смысле этого слова, что очень непросто в мире шоу-бизнеса и театральном мире при всех нападках, испытаниях и травле. А ему удается. И я считаю, что Большим театром должен руководить именно он. По праву и по таланту. Желаю ему взять и эту высоту!

Читать также:
Карен Шахназаров: «Кино не может изменить мир»

«ОДНАЖДЫ ОН ВЫГНАЛ МЕНЯ С УРОКА…»

Денис Родькин,

премьер Большого театра, ученик Цискаридзе:

— Очень многие просили Николая Максимовича взять их в ученики. Он чаще отказывал, говорит так: что он «сам премьер, вырос в руках премьеров и будет работать только с премьерами». То есть с лучшими. Было очень приятно и лестно, когда он стал работать со мной. Учил балетной технике. Но также важен и общий образовательный момент. Невозможно же выйти танцевать, например, «Мастера и Маргариту», не читая книгу. Есть такие, кто не читает. А Николай Максимович внушает своим ученикам, что, помимо репетиций в зале, должно происходить развитие еще и умственное. Плохие фильмы тоже иногда полезно смотреть, говорит он, чтобы сравнивать их с хорошими. Но и на замечания порой не скупится. Один раз он даже выгнал меня с урока классического танца. В «Лебедином озере» два тура я неправильно выполнял один из элементов, падал. Николай Максимович в итоге сказал мне: «Иди отсюда, я не хочу тебя больше видеть». Я, расстроенный, ушел. Через полчаса он мне позвонил и сказал: «Что-то с тобой сегодня странное происходило. Но я договорился, чтобы тебе дали станцевать «Сильфиду»…» Когда же произошло увольнение Цискаридзе, я, как мог, поддерживал Николая Максимовича, звонил ему, говорил, что если что-то надо, то я всегда рядом. Ему было, конечно же, непросто — все-таки более 20 лет проработал в театре. Но в итоге он только выиграл, я считаю, от той ситуации — возглавил Академию Русского балета, передает свои знания молодым. И это прекрасно — в такой должности он может в полной мере проявить свои в том числе педагогические способности.

«Я КОЛЕ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА»

Геба Абдель Фаттах,

хореограф, бывшая балерина Большого театра: 

— У Николая уникальные физические данные, необычайно высокий прыжок. И, конечно, потрясающее отношение к профессии, где нет мелочей. Давайте вспомним выдержки из некоторых его интервью. Например, такое изречение: «Когда примеряю костюм, всегда смотрю, как сделана талия. Нет талии — нет Цискаридзе. У меня талия 66 см. В театре никто не может влезть в мои костюмы. Внешний вид для артиста — 95 процентов успеха. На великих костюм всегда сидел безупречно». Также он невероятно работоспособный. И очень поддерживающий, внимательный к переживаниям, сомнениям и успехам коллег. Несколько лет назад я, балерина, кардинально поменяла профессию, стала петь. Выпустила свой первый альбом. Коля пришел на презентацию и очень меня этим поддержал. Сказал: «Ты молодец, иди вперед, действуй». Вроде бы простые слова, но они были необычайно важными для меня в тот момент. И я очень благодарна Коле за поддержку. Он и сам идет вперед, развивается, ищет себя в других сферах помимо балета. Получил юридическое образование, что для артиста редкость, это очень круто; руководит академией, как хореограф и постановщик развивается, блестяще, на мой взгляд, ведет программу на телевидении. Вызывает огромное восхищение и уважение.

«В ЖИЗНИ ОН ТАКОЙ ЖЕ»

Денис Тагинцев,

хореограф-постановщик, участник проекта «Танцы со звездами»:

— Мне посчастливилось общаться с Николаем и вне съемок программы. В жизни он такой же, как и внутри кадра, в этом его правдивая уникальность. Отзывчивый, с чувством юмора. Может помочь, подсказать, дать совет, поделиться нужными контактами. Это редкость в публичной профессии и вызывает отдельное уважение.

Он, конечно, добился больших высот благодаря счастливой звезде, под которой родился. Многогранная личность. Сумел стать и легендарным танцовщиком, и ректором. Но действительно, без труда никакая счастливая звезда не поможет. Поэтому я желаю Николаю продолжать чувствовать себя счастливым в том, что он делает!