Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Доска модных настроений

Выставка «Мудборд» в Мультимедиа Арт Музее

В московском Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открылась выставка Алексея Дунаева «Мудборд». В moodbord — коллаж образов, задающих творческое настроение,— молодого российского фешен-фотографа, всматривалась Юлия Тихомирова.

Доска модных настроений

Алексей Дунаев — победитель ежегодной грантовой программы фонда Still Art по поддержке и популяризации современной фешен-фотографии — опирается на лучшие образцы жанра. В этом легко убедиться. Вместе с его снимками в Мультимедиа Арт Музее показана и масштабная экспозиция Still Art «Шедевры мировой фотографии моды». Коллекция фонда — одна из крупнейших в Европе и представляет историю модной фотографии с конца 1930-х до 2000-х годов. На выставке в МАММ впервые в России одновременно оказались работы Хельмута Ньютона, Ирвина Пенна, Питера Линдберга, Сары Мун, Энни Лейбовиц и Ричарда Аведона. Фешен-экспозицию такого масштаба и такого состава в ближайшие годы мы, скорее всего, не увидим.

Выстроенная по принципу дефиле, выставка снимков легендарных фотографов демонстрирует логику развития самого жанра, показывает, как он рождается в конкуренции и диалоге художников, как фешен-фотография влияет на современную культуру. А о том, как на фешен-фотографию влияет современная культура, рассказывает выставка Алексея Дунаева.

Частью его жизни, как и жизни многих его ровесников, стали социальные сети. Золотой век модных журналов неразрывно связан с графическим дизайном, макеты изданий Harper’s Bazaar и Vogue, созданные Алексеем Бродовичем и Александром Либерманом, формировали определенный способ видения. Другой способ видения теперь формируют социальные сети. Сегодня вместо журналов в наших руках смартфоны. Хорошо это или плохо, но листаем мы не глянцевые страницы, а ленты соцсетей.

Фешен-фотография оказалась в новой среде. Селфи и любительские снимки создали иную по отношению к модным журналам эстетику самопрезентации. Калейдоскоп образов, который преподносят пользователям алгоритмы соцсетей, не позволяет запомнить отдельные элементы. В итоге после многочасового листания ленты остаются туманные и искаженные «послеобразы» — с их появлением изменилась и фешен-фотография.

Читать также:
«Выбор русского язычества кажется нам актуальным и логичным»

«Каждый человек — художник»,— утверждал Йозеф Бойс, и с наступлением эпохи социальных сетей его слова стали реальностью. Конструирование собственного образа подвластно любому, у кого есть смартфон. Камеры современных смартфонов настолько хороши, что позволяют создавать фотографии высокого качества без профессионального оборудования. Алексей Дунаев отмечает, что сам процесс фотосъемки с детских лет был для него способом познания и конструирования собственной идентичности. Сегодня стремительно меняющаяся жизнь требует постоянно пересобирать свое «я» и представляет многообразие ролевых моделей. Работы Алексея Дунаева отражают эстетику сетевой презентации фотографий. Это подчеркивает и экспозиционная развеска, напоминающая дисплей с разноформатными изображениями: так может выглядеть мудборд на экране планшета.

Не менее интересной, полноправной частью выставки Дунаева стала обустроенная в МАММ профессиональная фотостудия. В этой студии каждый может попробовать свои силы, выступить фотографом или моделью. Музей — это место встречи, съемки могут быть запланированы или организованы спонтанно людьми, которые только что познакомились на экспозиции. При помощи QR-кода, размещенного на одной из стен, получившиеся снимки можно отправить на открытый конкурс, организованный МАММ. Лучшие работы станут частью онлайн-выставки на главном видеоэкране музея. В конце концов, среди легендарных фотографов было много автодидактов. Кто знает, не окажется ли кто-нибудь из участников конкурса тем мастером, который вновь расширит границы жанра фешен-фотографии. Мудборд — это всегда не только коллекция образов, но и приглашение к творчеству.