в фильме «Спящие псы» В прокате — фильм Адама Купера «Спящие псы» (Sleeping Dogs). Без энтузиазма, но не без тихого удовольствия этот крепкий и предсказуемый неонуар посмотрел Михаил Трофименков. «Спящие псы» — не столько фильм, сколько роман в мягкой обложке. Его не столько смотришь, сколько перелистываешь страницу за страницей, испытывая одновременно удовольствие и досаду от неторопливого ритма и банальности сценарных ходов. Достаточно увидеть, как один из персонажей заглатывает пиво из горла, чтобы понять: что-то с этим бывшим копом не в порядке, честные люди так пиво не хлещут. Или заглядеться на чересчур яркую губную помаду аспирантки факультета психологии, чтобы почуять: не иначе как прячет она в трусиках пистолет, который в урочный час выстрелит. Или уколоться о неопрятную бороду совсем уж, казалось бы, второстепенного персонажа-мусорщика, чтобы унюхать в нем наемного палача. Но, в конце концов, в этом и заключается прелесть неонуара. В узнаваемости жанровых масок: падший коп; его какими-то страшными и тайными воспоминаниями измученный напарник; роковая женщина, меняющая имена и личины как перчатки; распутный интеллектуал. В предчувствии финальной перестрелки, в которой полягут почти все фигуранты. В натужном реве автомобиля, выпрыгивающего на тротуар, чтобы размазать по стенке главного героя. В пришпиленных к стенам жутких фотографиях с места убийства, в которые герой бесконечно всматривается, пытаясь понять, что когда-то упустил в ходе расследования. Прелесть неонуара и в финальном моральном крахе героя, в открытии условно невероятной правды о преступлении, совершенном лет десять назад, да вдруг и всплывшем на поверхность. Ровнехонько за месяц до того, как нервного афроамериканского жулика, осужденного за зверское и бессмысленное убийство профессора, должны наконец-то посадить на электрический стул. Хуже другое: сюжет с первых же тактов напоминает полдюжины классических образцов жанра. Образцов, сюжетные ходы которых были в свое время революционными и шокирующими, а ныне кажутся безнадежно банальными. Условно говоря, от «Сердца ангела» (1987) Алена Паркера до «Помни» (2000) Кристофера Нолана. Читать также:«Пока в проекте задействована только коллекция Эрмитажа» Короче говоря, оперативник Рой (Рассел Кроу) ушел на покой по причине прогрессирующего Альцгеймера. Прогрессирующего до такой степени, что заклеил все поверхности своего дома напоминаниями о том, что зовут его Рой, а замороженные продукты хранятся в холодильнике, а не, скажем, в унитазе. Ясное дело: в современном криминальном жанре следователя без роковой болезни или как минимум детской сексуальной травмы и за человека-то не считают. Интересно, однако, другое, протокольное обстоятельство. С каких это пор офицеру, уволенному по столь уважительным обстоятельствам, как невменяемость, позволяют хранить дома табельное оружие. Да, конечно, о наличии этого самого оружия он тоже забыл. Но в роковой момент, когда холодильник опустеет, он засунет руку в одинокую коробку овсяных хлопьев, а там — сюрприз, сюрприз — верный ствол. По сравнению с этим вопиющим фактом то, что Рой хранит еще и копии всех дел, которые когда-либо вел, кажется пустяковым правонарушением вроде неправильной парковки. Правда, Роя усердно лечат в рамках рискованной экспериментальной программы: в мозг ему что-то вживили. Череп облысевшего Санта-Клауса украшают живописные шрамы, как от спиленных рогов. В процессе лечения ему категорически запрещено пить. Об этом зрителю напоминают столь ненавязчиво, что внутренне готовишься к катарсису: когда же Рой наконец развяжет. Готовишься и дожидаешься: да, развяжет, да, догадается, да, ужаснется. Зрителю останется лишь понять, что он посмотрел. То ли рекламу виски: ведь не нажрись Рой, невиновного казнили бы. То ли антирекламу: иногда лучше не помнить ничего, чем вспомнить все.