Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Джон Уик возвращается

Четвертый фильм о киллере вышел в российский прокат

На экраны вышел «Джон Уик-4» Чада Стахелски — продолжение популярной экшен-франшизы про неубиваемого, зато смертоносного киллера в исполнении Киану Ривза. Это редкий по нынешним временам гость в российском прокате: свежайший голливудский блокбастер со звездами, высокими оценками критиков и впечатляющими сборами. Уже в четвертый раз не смогла разделить всеобщие восторги Юлия Шагельман.

Джон Уик возвращается

Первый «Джон Уик», режиссерский дебют бывших каскадеров и постановщиков трюков Чада Стахелски и Дэвида Литча, вышел в 2014 году. Это была олдскульная история в духе 1980-х про ушедшего на покой киллера, который мстит плохим парням за угнанную тачку и убитую собачку. Никто не ждал от снятого за скромные $20 млн фильма ничего особенного, но он неожиданно окупился в прокате четыре раза, вернул Киану Ривзу статус безусловной звезды боевиков и сформировал преданную фанбазу тех, кто готов снова смотреть все то же самое с небольшими вариациями. Второй «Джон Уик» (2017) стоил уже $40 млн и заработал в мировом прокате $171 млн, третий (2019) был снят за $55 млн и принес своим создателям почти $328 млн. По мере увеличения бюджетов рос и хронометраж: если первый фильм укладывался в 101 минуту, то третий длился уже 130, четвертый же впечатляет размером, больше подходящим какому-нибудь «Крестному отцу» или «Властелину колец»,— 169 минут. Существенную их часть занимает, конечно, то, ради чего «Джона Уика» и смотрят: драки, погони и перестрелки.

С течением времени франшиза утратила и без того условную привязку к реальности, которая у нее имелась в самом начале. В первом фильме заглавного героя еще навещала полиция и специально обученные уборщики трупов, а во время своих метаний по Нью-Йорку в поисках нехороших представителей обидевшей его русской мафии он иногда натыкался на вполне обычных людей. Во втором же оказывалось, что все население города до последнего бездомного состоит в тайном обществе ассасинов, которые, очевидно, за неимением других заказчиков и жертв, развлекаются убийствами друг друга. В третьей части география выдуманной убийственной вселенной расширилась до Марокко и Рима. В четвертой к ним прибавились Осака, Берлин и Париж. Последний представлен на экране самыми узнаваемыми достопримечательностями — Эйфелевой башней, Триумфальной аркой и церковью Сакре-Кёр, на фоне которых и происходят те самые драки, погони и перестрелки. Новый антагонист, жаждущий извести Джона Уика, как будто его ничему не научили предыдущие выпуски,— французский аристократ, маркиз де Грамон (Билл Скарсгард), чья штаб-квартира располагается в здании Фонда Луи Виттона, завтракает он в Версале, а злодейские разговоры ведет в галереях, перед полотнами вроде «Свободы на баррикадах» и «Плота «Медузы»».

По традиции, авторы отдали заметные партии легендам экшен-жанра. В новом фильме они играют очередных старых друзей Уика, о которых мы впервые слышим: Хироюки Санада — менеджера отеля для наемных убийц «Континенталь» в Осаке, который встает на сторону Джона в его противостоянии с маркизом; Донни Йен — слепого мастера боевых искусств, которого, наоборот, маркиз нанимает для расправы над героем. Также тут есть киллер по прозвищу Никто (Шамир Андерсон), который отвечает за нечто доселе во франшизе невиданное и неслыханное — юмор. Хотя в основном и ему, и остальным персонажам приходится вести диалоги, состоящие из фраз вроде «Он отнимает жизнь и дарит смерть» или «Мертвые мертвы, а живые продолжают жить» и заполняющие паузы между боевыми сценами.

Читать также:
Круиз гитариста

Увы, последние вышли на этот раз настолько раздутыми, что не спасают ни смена локаций, ни новые трюки, ни съемки одним кадром. Когда желаешь главному герою не победы, а чтобы его страдания уже наконец завершились — самое время вспомнить еще какое-нибудь философское изречение и закрыть лавочку. Но мертвые мертвы, а команда «Джона Уика» уже готовит пятый фильм, спин-офф и мини-сериал по мотивам.