Завершается кинофестиваль в Локарно Сегодня вечером раздачей наград завершится фестиваль в Локарно. Что объединяет большую часть конкурсных фильмов, рассказывает Андрей Плахов. Одним из последних в программе показали «У ручья» — новую ленту снимающего стахановскими темпами корейца Хон Сан Су. Как обычно, значительная часть действия происходит за распитием героями алкогольных напитков разной крепости, поеданием деликатесов и восторгами по их поводу. Из застольных разговоров, встреч и других микрособытий складывается своеобразный узор. В него вписаны: преподавательница и художница по имени Чжон Им (Ким Мин Хи); ее дядя, известный актер, ставящий театральную сценку в женском университете; профессорша, которая заводит с ним роман; играющие в спектакле студентки; отстраненный от постановки молодой режиссер, вступивший в «неуставные» отношения сразу с тремя из них. Узор получается столь же непритязательным и одновременно замысловатым, как тот, что выписывает небольшая речка, у которой Чжон Им каждый день делает зарисовку. Как всегда у Хон Сан Су, это легкое прозрачное кино о смешных и грустных гримасах одиночества, которое фанаты режиссера часто напрасно перегружают чересчур глубокими смыслами. Другой модный автор — француз Виржиль Вернье — показал фильм «Сто тысяч миллиардов». Его действие происходит в Монако, обычно похожем на каменный мешок, но разукрашенном под Рождество сказочно-пряничной иллюминацией. Герои фильма — прожившая много лет в эмиграции сербка Весна, знойный юноша восточных кровей Афин, который надувает губы уколами и зарабатывает секс-эскортом, как и его арабские подруги, и тринадцатилетняя китаянка Джулия — дочь олигархов. Ее родители строят рядом с Монако искусственный остров, оборудованный бункерами, что вызывает у девочки ярость и протест. Афин и Джулия, которую родители оставляют на праздники под надзором няни Весны, встречаются в новогоднюю ночь — ночь тихого апокалипсиса. Обнаружив, что они родственные души, молодые люди думают о том, как вместе спасаться от надвигающейся катастрофы. Вернье, смешивая документальные фактуры, наивные мечты и фантастику, верен своей одержимости критикой посткапитализма, но на сей раз она представлена в облегченном, лирическом варианте: своего рода apocalypse light. Читать также:«Современник» отменил спектакли по пьесе Улицкой Импрессионистическая легкость как будто стала стилистической доминантой конкурса, лучше всего ее характеризует название дебютной режиссерской работы итальянки Сары Фгайер «Невесомость». Пожилой Джан, этномузыковед по профессии, борясь с амнезией, пытается воскресить ключевой эпизод своей юности. Создательница фильма помогает ему в этом, творя прихотливую вязь из фрагментов прошлого. Они запечатлены в дневнике героя, но также и в его тронутой хаосом памяти, иногда обретающей форму кадров из старого немого кино, а иногда окрашенной яркими цветами современного. Скалистый пляж в Тунисе, где под аккомпанемент ритуальной местной музыки произошла любовная кульминация отношений Джана с Лейлой,— воплощение духа Средиземноморья. Здесь есть и красоты Италии, показанные с борта небольшого самолета, и сардинский карнавал, и размышления о смерти и ее преодоление через память. Португальский фильм «Огонь ветра» — еще один образец уже явно доминирующей в Европе женской режиссуры. Она пополнилась новым именем, дебютантку зовут Марта Матеуш. Герои фильма — сборщики винограда, напуганные агрессивным черным быком, который вырвался на волю,— проводят ночь на старых могучих деревьях. Они вспоминают свою тяжелую трудовую жизнь, сопровождаемую диктатурами и революциями. Но драматизм приглушен сновидческой, элегической атмосферой. И только в тунисской «Агоре», несмотря на поэтическую условность (все происходит в воображаемом сне собаки и ворона), ощущается разлитая в воздухе современного мира опасность. Это другое, совсем не идиллическое Средиземноморье, и режиссер Ала Эддин Слим показывает его без всяких прикрас. Здесь исчезают люди, которые возвращаются спустя годы в виде призраков; здесь пахнет кровью, религиозным фанатизмом, террором и незалеченными травмами истории.