Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Балетмейстер оттепели

Умерла Наталья Касаткина

На 90-м году жизни в институте Склифосовского скончалась от тромбоэмболии Наталья Касаткина — народная артистка РСФСР, танцовщица, балетмейстер, художественный руководитель Театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва.

Балетмейстер оттепели

Наталья Касаткина и ее муж Владимир Василёв составляли редчайшую пару балетмейстеров-соавторов: всю жизнь (до смерти Василёва в 2017-м) они ставили только вдвоем, причем так нераздельно и цельно, что в балетных кругах их творческий дуэт называли не иначе чем «КасВас». Этих интеллигентных москвичей с исключительной родословной (в обширной родне Касаткиной пересеклись известные художники, литераторы, артисты, инженеры, архитекторы, режиссеры — в лице основателя МХТ Константина Станиславского) свел Большой театр. Ранний брак артистов балета оказался чрезвычайно гармоничным и счастливым, даром что карьера супругов развивалась по-разному: танцовщица Касаткина была одареннее и ярче своего красавца мужа, а ее репертуар — характерный и классический — обширнее и значительнее.

Общим был страстный интерес к московской балетной истории. В училище их обтачивали легендарные москвичи-педагоги Николай Тарасов и Суламифь Мессерер (выпускной класс у петербурженки Марии Кожуховой Наталья Касаткина вспоминала как страшный сон), в театре они ходили в класс к Асафу Мессереру, искусство характерного танца постигали у Анатолия Кузнецова. Проводником же в глубины истории Большого для них стал Евгений Качаров. Артист миманса, одержимый фанатик танца, обладатель феноменальной памяти и последний партнер Екатерины Гельцер, он-то и ввел юнцов в квартиру былой царицы Большого, которая милостиво одаряла пришельцев своими воспоминаниями и секретами забытого актерского мастерства. Много лет спустя, в 1978-м, для труппы «Классический балет», только что возглавленной хореографами, старик Качаров поставит «Вечер старинной хореографии», возобновив забытые фрагменты древней классики Большого; и эти очаровательные па-де-де и ансамбли с изысканными неведомыми движениями и комбинациями вызовут бурю в застойном балетном безвременье.

Удивительно, но при жгучем интересе к старине собственные интересы начинающих хореографов лежали в иной сфере — советского авангарда.

Читать также:
Космические куплеты

Того его силового, полуакробатического извода на грани телесных возможностей, которым увлекался Федор Лопухов в 1920-е и часть головокружительных поддержек которого сохранил эстрадный балет в соцреалистические годы. Впрочем, сама по себе реформа балетного языка для Касаткиной и Василёва не была целью: авторы-интеллектуалы мечтали изменить весь строй балетного спектакля, начиная с музыки. В 1962 году в Большом появляется их первенец: одноактный балет Николая Каретникова «Ванина Ванини», либретто по Стендалю молодые хореографы написали сами. Судя по эскизам, это был еще вполне традиционный спектакль. Но явно успешный, поскольку двумя годами позже появляются вполне революционные «Геологи» («Героическая поэма») того же Каретникова, псевдопроизводственный балет о геологической экспедиции и гибельном лесном пожаре с тремя солистами и замаскированным любовным треугольником. Вот тут новый хореографический язык был явлен во всей необузданности — без подобия бытовщины, зато с сумасшедшими поддержками, отчаянными прыжками и рискованными сочетаниями па. Для этой хореографии в Большом нашлась идеальная пара — миниатюрная, бесстрашная Нина Сорокина и неистовый атлет Юрий Владимиров.