Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Археология снов

«Химера» Аличе Рорвахер в новогоднем прокате

С 1 января в прокат, заранее поделенный между потенциальными российскими блокбастерами, выйдет также романтическая драма Аличе Рорвахер «Химера», премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале 2023 года. О нежной картине, наследующей лучшим итальянским кинотрадициям, рассказывает Юлия Шагельман.

Археология снов

«Химера» — завершающая часть условной кинотрилогии, в которую входят также предыдущие фильмы Рорвахер: «Чудеса» (2014) и «Счастливый Лазарь» (2018), оба удостоенные каннских призов — Гран-при жюри и премии за лучший сценарий соответственно. Действие всех трех происходит в вымечтанной, как будто увиденной во сне, сказочной Италии, тщательно прячущейся (или нарочно спрятанной) от соблазнов и опасностей современности. В «Чудесах» пчеловод-консерватор создавал на своей ферме патриархальный закрытый мир, в «Лазаре» маркиза, владелица табачных плантаций, поддерживала у жителей затерянной деревушки иллюзию, что они ее издольщики, как будто на дворе XIX век, а не последнее десятилетие ХХ века. И не то чтобы открытие правды сделало этих крестьян счастливее.

Читать также:
Предсказатель магнитных бурь

В «Химере» время тоже остановилось навсегда где-то в 1980-х, выглядящих на экране еще более архаичными из-за того, что постоянный оператор Рорвахер Элен Лувар снимает их на зернистую, будто бы слегка засвеченную 35-миллиметровую пленку. Но персонажи фильма живут не просто в другой эпохе — они существуют в мире фантазий, на стыке между нашей реальностью и потусторонней, между явью и сном, что подчеркивается сменой 35-миллиметрового формата на 16-миллиметровый, размытостью кадров, стертостью их границ. Не зря главного героя, англичанина Артура (Джош О’Коннор), мы первый раз встречаем спящим в вагоне поезда — во сне он видит свою любимую Беньямину (Иле Яра Вианелло), но его будит билетный контролер, и сон не удается досмотреть до конца, а возлюбленная ускользает.