Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Алексей Учитель: «Мой день всегда — сумасшедший!»

Алексей Учитель: «Мой день всегда - сумасшедший!»

Фамилия и профессия достались ему в наследство от отца.

Ефим Юльевич Учитель был кинорежиссером-документалистом, во время войны — кинооператором на Ленинградском фронте, награжден боевыми орденами и медалями. Алексей Ефимович тоже начинал свою кинокарьеру в документальном кино, лишь в более зрелом возрасте взялся за художественные картины…

Фильм «Дневник его жены» — о личной жизни писателя Ивана Бунина — получил премию «Ника» и Гран-при «Кинотавра», «Космос как предчувствие» — премию «Золотой Орел» и главный приз «Золотой Святой Георгий» Московского международного кинофестиваля, фильм «Край» — аж четыре «Золотых Орла», в том числе и за лучшую режиссуру… Впрочем, Алексей Ефимович не кичится своими наградами. Да ему и некогда почивать на лаврах: он же не только режиссер, но еще и продюсер, и художественный руководитель киностудии, и преподаватель ВГИКа. Обо всем этом мы и поговорили с Учителем с большой буквы.

НА ОЧЕРЕДИ – ШОСТАКОВИЧ

— Алексей Ефимович, над какими проектами вы сейчас работаете?

— Я многоликий человек. (Улыбается.) Потому что я и режиссер, и продюсер. И у киностудии «Рок», которой я руковожу, много проектов. А есть еще режиссерская мастерская во ВГИКе, которая тоже делает свои маленькие картины. Есть еще кинофестиваль в Петербурге «Послание к человеку» (Алексей Учитель — президент этого фестиваля. — Ред.). Так что кинематограф сосредоточен в моей голове во многих делах и ипостасях…

Ну а если говорить конкретно и серьезно, то я как режиссер уже начал подготовительную работу к фильму о Дмитрии Шостаковиче, а съемочный период должен наступить в конце весны. Но сразу хочу сказать, что этот фильм — не байопик (фильм-биография. — Ред.) в чистом виде, а такая притчевая история…

Если говорить о студии, то у нас всегда приоритетом были большие полнометражные работы молодых режиссеров и сценаристов. Мы закончили сейчас два дебютных фильма и готовимся к запуску еще одного. Закончили съемки фильма «Летучий корабль», где я стал продюсером. Это огромная сказка с уникальным набором актеров и довольно молодой группой. Это наша надежда на успех в прокате.

— А что все-таки за фильм о Шостаковиче?

— Над этим проектом мы работаем давно, уже два года. Ни одного фильма о Шостаковиче — я имею в виду не документального, а игрового — в нашей стране не создано. Но мы не собираемся снимать так, что две трети фильма наш герой будет сидеть у рояля и сочинять. Есть в хорошем смысле и ответственность, и понимание личности Дмитрия Дмитриевича, поэтому мы долго думали, в каком ключе делать эту картину. У него совершенно потрясающая биография — очень мощная история с огромным количеством поворотов! Зрителям это будет любопытно и интересно.

ПОЧТИ СПОРТИВНЫЙ АЗАРТ

— Сейчас уже можете сказать, кого из актеров хотите задействовать в этой киноленте?

— Пока не могу об этом говорить. Есть хорошие претенденты. Там же не только главный герой, но и множество других персонажей, и реальных в том числе. Для меня это всегда главная проблема: не просто собрать актеров талантливых и интересных — всегда как в театре, так и в кино важен ансамбль, чтобы они друг друга понимали. И при этом должна быть, как я говорю, предельная естественность… Самое страшное, что придумано в кино, — это пробы: когда актеру или актрисе надо за какое-то короткое время себя показать, что практически невозможно…

— Как же тогда не ошибиться в выборе?

— Да, никто не застрахован от ошибок. И это парадокс кинопроб: на них тебе может показаться, что все идеально, а на съемках выходит иначе. Это может быть и ошибка режиссера, а может, актер начинает излишне нервничать или не понимает, что происходит… Я в этом смысле максималист и считаю, что лучше сделать шаг назад и что-то поменять, чем получить посредственный результат.

— Вам больше нравится работать с известными актерами или приглашать артистов, о которых публика пока не знает?

— И тот и другой вариант годится. Мне нравится работать с известными актерами и предлагать им то, что они до этого не играли, тогда это интересно. А что касается новых актеров, то это почти спортивный азарт — открыть новые имена, чтобы они стали известными и знаменитыми. В этом плане мне повезло: у меня много было таких актеров. И не потому, что я такой хороший «первооткрыватель», а потому, что они сами замечательные. Мне попадались уникальные, прекрасные актеры и актрисы — это и Ира Пегова, и Лена Лядова, и Женя Цыганов, и Женя Миронов, и другие… Я радуюсь сейчас их успехам и в кино, и в театре.

Читать также:
Алена Кравец оценила перемены в шоу-бизнесе

УЧИТЕЛЬ КАК УЧИТЕЛЬ

— Помимо того, что вы режиссер и продюсер, вы еще и преподаватель. Как на курс набираете ребят?

— Обычно ко мне на курс поступают после предварительного отбора. И из них около 80 процентов — девушки.

— Почему именно девушки?

— Не знаю, для меня это загадка. Раньше не так было, было больше мужчин, а сейчас наоборот, и эта тенденция наблюдается в течение последних десяти лет… В нашей профессии идет большая отдача: и эмоциональная, и физическая. Это особое построение даже своей личной жизни — отказ от чего-то привычного. Я всегда об этом честно предупреждаю тех, кто поступает. И второе: я не боюсь юного возраста, поступления сразу после школы. Есть мнение, что режиссером становятся только в зрелом возрасте, что надо иметь жизненный опыт. Но мне, например, еще очень интересен опыт 18-20-летнего человека, интересно, что там у него в голове происходит. И потом, зритель приходит в кино в основном молодой, и это тоже не надо забывать.

Мне кажется, чем раньше человек овладеет ремеслом, практической режиссурой, тем лучше. И я всегда за практику. Считаю, во время учебы не надо читать лекции о том, как я снимаю кино, а надо, чтобы студенты приносили свои сценарии, начинали делать пробы, показывать материалы, и тогда, разбирая это, они и понимают, что такое кино и как оно делается.

— Вы много фильмов смотрите?

— Давайте посчитаем. На студии мы в прошлом году произвели пять картин, в этом сделаем не меньше, я надеюсь. И я это должен не только контролировать, но и смотреть. Мне просто это интересно самому. У меня 25 студентов, и каждый снимает по две картины в год: один фильм документальный и один игровой. Так что каждое полугодие — еще 25 фильмов. Плюс фестиваль «Послание к человеку», на котором я тоже отсматриваю много картин. Поэтому мой день всегда — сумасшедший, заполненный. И я прежде всего смотрю то, что необходимо для существования того, о чем я говорю. Но, конечно, меня интересуют новинки — и прокатные, и сериальные. И прежде всего российские. Потому что это серьезная конкуренция, и я должен понимать, в каком ряду мы находимся…

ЗАПРЕТ ФОМЕНКО

— Скажите, а у вас были любимые режиссеры?

— Я не люблю этих вопросов: любимый фильм, любимый режиссер. Объясню почему. На протяжении жизни, конечно, существует то, что произвело на тебя впечатление. Тем не менее кино — настолько подвижный процесс, который создает каждый год пусть и немного, но фильмы-шедевры. И твое понимание кино тоже меняется. Плюс, называя кого-то любимым, не хочется обижать остальных. А если перечислить всех, кто нравится, придется составить длинный список… И я еще, помимо кино, обожаю театр, очень его люблю. И хожу я туда не только с профессиональной точки зрения. Недавно вспомнил Петра Наумовича Фоменко — гениального режиссера и педагога. Как я напрашивался к нему посмотреть, как проходят репетиции, мне это очень было интересно. А он ответил мне: «Нет, не пущу! Потому что все актеры будут думать, как понравиться вам, а не мне, чтобы вы их снимали в кино!» (Улыбается.)