Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

10 главных фильмов «Оскара-2024»

Содержание:

Фавориты церемонии и почему их надо смотреть

10 марта пройдет 96-я церемония вручения наград премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». Рассказываем о главных фильмах, претендующих в текущем году на наибольшее число статуэток.

10 главных фильмов «Оскара-2024»

«Оппенгеймер», 13 номинаций

  • Режиссер: Кристофер Нолан
  • В главных ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни-мл., Флоренс Пью
  • Страна: США, Великобритания
  • Сборы: $958 млн
  • Бюджет: $100 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2
  • Рейтинг IMDb: 8,4

Роберт Оппенгеймер учился в Кембридже и Геттингене, преподавал в Беркли, увлекался коммунистическими идеями, увлекался женщинами, в том числе разделявшими коммунистические идеи, возглавлял Манхэттенский проект, руководил созданием и испытаниями атомной бомбы, давал показания перед государственными комиссиями, где обвинялся в левых взглядах, саботаже и шпионаже, раскаивался в создании атомной бомбы, конфликтовал с другими учеными и председателем Комиссии по атомной энергии США Льюисом Штрауссом.

Все это Кристофер Нолан утрамбовывает в трехчасовой фильм, где присутствуют все составляющие его большого стиля: нелинейное повествование, подавляющий саундтрек, постановочный размах (вспышка ядерных солнц «Тринити» и исполненный внезапного осознания взгляд Оппенгеймера из-под полей шляпы на экране становятся явлениями одного порядка). На сей раз речь вдобавок идет об актуальном — великом ученом как части той силы, что вечно хочет добра, но совершает зло, полицейском государстве, преследующем своих граждан за мнения, и мелком человеке на высоком посту, пользующемся служебным положением для сведения личных счетов, что будет наверняка оценено киноакадемией.

«Бедные-несчастные», 11 номинаций

  • Режиссер: Йоргос Лантимос
  • В главных ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф, Ханна Шигулла
  • Страна: Ирландия, Великобритания, США, Венгрия
  • Сборы: $100 млн
  • Бюджет: $35 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0
  • Рейтинг IMDb: 8,3

В псевдовикторианском Лондоне, похожем на горячечный сон Герберта Уэллса, перебравшего лауданума, безумный ученый Годвин Бакстер ставит опыты, пришивая собачьи головы курам, а лебединые козам. Предметом его очередного эксперимента становится свежевыловленное из Темзы тело молодой женщины, которой он пересаживает мозг ее же нерожденного младенца. Так на свет появляется Белла — прекрасная Галатея с детским разумом и неуемным сексуальным аппетитом, которую каждый из встреченных мужчин хочет сделать своей собственностью. Однако по мере того, как она открывает и познает окружающий мир, ее нужда в руководящем и направляющем мужском присутствии становится все меньше.

«Франкенштейн», «Кандид» и «Пигмалион» растворяются в анилиновой стимпанковской фантазии, пока героиня проходит через анатомический театр, безудержные сексуальные эскапады, чтение философских трудов и собрания социалистов. Что это — ультимативное воплощение пресловутого «мужского взгляда» или феминистская сказка об обретении субъектности, зрители вольны решать сами.

«Убийцы цветочной луны», 10 номинаций

  • Режиссер: Мартин Скорсезе
  • В главных ролях: Леонардо Ди Каприо, Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун, Джесси Племонс, Танту Кардинал, Джон Литгоу, Брендан Фрейзер
  • Страна: США
  • Сборы: $157 млн
  • Бюджет: $200 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 7,2
  • Рейтинг IMDb: 7,7

Волна смертей, прокатившихся по проживавшему в Оклахоме индейскому племени осейдж в 1920-е годы, не была следствием эпидемии или стихийных бедствий. Людей убивали люди: белые, желавшие прибрать к рукам нефтяные паи, чьи обладатели мгновенно становились миллионерами. Расследование ФБР выявило некоторых виновных, и кто-то из них даже понес наказание, но справедливость, как это часто бывает, осталась понятием абстрактным, а раны, нанесенные осейджам, не зажили до сих пор.

В своем неотступном стремлении исследовать темные стороны американского капитализма Мартин Скорсезе добрался до страниц истории, почти неизвестных широкой публике (несмотря на то что несколько лет назад вышла книга об убийствах осейджей, по которой и поставлен фильм). Он рисует пейзажи широкими мазками и рассматривает преступников под микроскопом, возвращает жертвам их попранное достоинство, напоминает, что тонкий слой цивилизации, под которым скрывается безжалостная борьба за ресурсы, частенько рвется — и делает это одновременно с таким вниманием к деталям, свободой и искренней страстью, что на экране не тянется урок истории, а дышит почва и судьба.

«Барби», 8 номинаций

  • Режиссер: Грета Гервиг
  • В главных ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Америка Феррера, Ариана Гринблатт, Кейт Маккиннон, Исса Рэй, Уилл Феррелл
  • Страна: США, Великобритания
  • Сборы: $1446 млн
  • Бюджет: $100 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 6,6
  • Рейтинг IMDb: 6,9

Стереотипная Барби, а также ее подружки — Барби-ученая, Барби-летчица, Барби-юристка, Барби-президент и так далее, а также обожающие их Кены (у этих одна работа: пляж) живут в счастливом розовом Барбиленде и не знают горя. Каждый день тут светит солнце, а каждый вечер заканчивается грандиозной вечеринкой. Но вдруг Стереотипную Барби начинают одолевать мысли о смерти, а однажды утром она просыпается с дурным запахом изо рта, целлюлитом и плоскими ступнями. Чтобы понять, как с ней такое приключилось, ей приходится отправиться в Реальный Мир, где жизнь устроена совсем по-другому.

Грета Гервиг и ее муж и соавтор сценария Ноа Баумбак при поддержке компании Mattel упаковали в розовую обертку с блестками и бантиками идеи феминизма, изложенные на самом азбучном уровне, и смогли продать получившийся гибрид почтеннейшей публике за миллиард долларов (именно столько «Барби» собрала в мировом прокате). Киноакадемия, скорее всего, отдаст предпочтение картинам посложнее, но свой главный приз в виде зрительской любви история куклы, которая совсем не хотела стать настоящей девочкой, уже получила.

«Маэстро», 7 номинаций

  • Режиссер: Брэдли Купер
  • В главных ролях: Брэдли Купер, Кэри Маллиган, Мэтт Бомер, Винченцо Амато, Грег Хилдрет, Майкл Юри, Брайан Клагман
  • Страна: США
  • Сборы: $0,4 млн
  • Бюджет: $80 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 6,3
  • Рейтинг IMDb: 6,6

События из жизни великого композитора и дирижера Леонарда Бернстайна — первое звездное выступление в Карнеги-холле, сочинение балетов и мюзиклов, нахлынувшая слава, дирижирование второй симфонией Малера в соборе Или, романы с мужчинами и попытки скрывать их от общественности — нанизываются на канву брака с актрисой Фелицией Монтеалегре, который заканчивается с ее смертью, но музыка остается.

Никакой набор оскаровских номинантов не обходится без классического байопика, и несмотря даже на присутствие «Оппенгеймера» (байопика не совсем классического), в этом году киноакадемики не смогли пропустить вторую режиссерскую работу Брэдли Купера, как будто специально скроенную по призовым лекалам. Яркая творческая личность в центре повествования (эту роль режиссер, конечно, отвел себе любимому), сложная частная жизнь этой личности, надежная жена-подруга, исполнительницу роли которой тоже можно номинировать, пижонская операторская работа — все это есть у фильма. Не хватило только вдохновения, которое смогло бы оживить этот набор красивых картинок и вложить в них немного души.

«Американское чтиво», 5 номинаций

  • Режиссер: Корд Джефферсон
  • В главных ролях: Джеффри Райт, Эрика Александр, Стерлинг К. Браун, Лесли Аггамс, Джон Ортис, Мира Лукреция Тейлор
  • Страна: США
  • Сборы: $22 млн
  • Бюджет: $10 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 7,3
  • Рейтинг IMDb: 7,6
Читать также:
«Круг авторов будет расширяться»

Теллониус «Монк» Эллисон преподает в университете литературу и сам пишет книги, которые никто не покупает. От чернокожего писателя публика ждет рассказов о тяжелом детстве, наркотиках и полицейском насилии — сам Монк вырос в семье врачей, с прислугой и пляжным домиком, но оттенки и нюансы афроамериканского опыта котируются на рынке еще ниже, чем постмодернистские вариации трагедий Эсхила, которые он сочиняет. Однажды, хорошенько рассердившись, Монк выдает грубую пародию на типичную «черную» книгу со всеми положенными стереотипами и отправляет ее в издательства в качестве злой шутки. К его ужасу, она становится бестселлером.

Режиссерский дебют телесценариста Корда Джефферсона — это одновременно сатира на культурно-расовые темы (поначалу задиристая, но постепенно мягчающая) и семейная трагикомедия, действительно более привычная зрителям в белом исполнении. Половинки эти не то чтобы равноценные, и местами картина начинает пробуксовывать, но удерживающий эту конструкцию Джеффри Райт в редкой для него главной роли заслужил свою оскаровскую номинацию, в отличие от Монка, без всякого подлога.

«Анатомия падения», 5 номинаций

  • Режиссер: Жюстин Трие
  • В главных ролях: Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер, Антуан Райнарц, Сэмюэл Тейс, Дженни Бет
  • Страна: Франция
  • Сборы: $30 млн
  • Бюджет: $6 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 6,9
  • Рейтинг IMDb: 7,8

Писательница Сандра живет в шале во Французских Альпах с мужем, тоже писателем, но, в отличие от нее, не добившимся успеха, и слабовидящим сыном. То, что в этом браке не все гладко, понятно из первой же сцены, когда жена пытается давать интервью, а муж, работающий на чердаке, на полную громкость врубает музыку, мешая ей и журналистке. В тот же день, вернувшись с прогулки с собакой, сын находит под стеной дома папино тело — он выпал с того самого чердака и разбился насмерть. Или не выпал, а выбросился? Или жена его столкнула? Но ведь не могла же она это сделать? Или могла?

Рассчитанная с четкостью и хладнокровием математического уравнения (хотя иногда щедро приправленного эмоциями) судебная драма начала свое триумфальное шествие по наградным церемониям с победы на Каннском фестивале. На «Оскар» Франция выдвинула другую картину, и та не добралась даже до шорт-листа, зато у «Анатомии» есть шанс стать лучшим фильмом без всяких оговорок. А вот возможности узнать правду о роковом падении не будет ни у ее героев, ни у зрителей: единственное, что мы можем себе позволить, говорят авторы, это выбрать, во что поверить.

«Оставленные», 5 номинаций

  • Режиссер: Александр Пэйн
  • В главных ролях: Пол Джаматти, Доминик Сесса, Давайн Джой Рэндольф, Кэрри Престон, Брейди Хепнер, Иэн Долли
  • Страна: США
  • Сборы: $43 млн
  • Бюджет: менее $30 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8
  • Рейтинг IMDb: 8,0

В канун Рождества 1970 года ученики частной школы-интерната разъезжаются по домам на праздники. Несколько неудачников, в их числе 17-летний Ангус, чья мама укатила на курорт с новым мужем, остаются коротать каникулы в школе под присмотром дружно нелюбимого и учениками, и коллегами преподавателя античной истории. Через пару дней остальных ребят все-таки забирают, и Ангус, занудный профессор Ханэм и чернокожая повариха Мэри, потерявшая сына во Вьетнаме, остаются втроем.

Александр Пэйн, специалист по маленьким историям маленьких людей, в новой картине не старается никого удивить неожиданными поворотами. Конечно, к финалу герои поймут, что у них гораздо больше общего, чем различий, разглядят друг в друге за социальным статусом, косящим глазом и подростковой мизантропией одинокие души, нуждающиеся в утешении, и даже смогут друг другу это утешение подарить. Однако режиссеру удается сделать из этого не набор сентиментальных клише, а живое и теплое кино, в котором перемежаются юмор, особая предпраздничная печаль и осторожная надежда, что следующее Рождество все-таки будет лучше.

«Зона интересов», 5 номинаций

  • Режиссер: Джонатан Глейзер
  • В главных ролях: Кристиан Фридель, Сандра Хюллер, Иоганн Картхаус, Луис Ноа Витте
  • Страна: США, Великобритания, Польша
  • Сборы: $19 млн
  • Бюджет: $15 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 7,0
  • Рейтинг IMDb: 7,6

Черный экран, за которым звучит дискомфортная мелодия (в ней слышен лязг металла и, кажется, человеческие крики?), сменяется солнечной идиллической картинкой: семья отдыхает на берегу речки. Вечером они возвращаются домой, наутро папа уходит на работу, маме работник в полосатой робе приносит мешок с женским исподним, она разрешает служанкам выбрать оттуда, что нравится, сама примеряет шубу из другого мешка, почти машинально красит губы найденной в кармане губной помадой, идет возиться в саду. Папу зовут Рудольф Хёсс, работает он комендантом концлагеря Освенцим, расположенного прямо тут же за забором.

Фраза «банальность зла» в последнее время повторяется так часто, что сама стала банальностью. Глейзер вновь делает ее осязаемой и весомой, наглядно демонстрируя на экране зло, тошнотворное в своей обыденности и лишенное даже намека на рефлексию. Авторам не требуется привычный изобразительный ряд фильмов о Холокосте: несмотря на отстраненный взгляд клинициста, которым камера наблюдает за героями, каждый кадр здесь пропитан ужасом, как земля в садике Хедвиг Хёсс — пеплом из печей за стеной.

«Прошлые жизни», 2 номинации

  • Режиссер: Селин Сон
  • В главных ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро, Мун Сын-а, Лим Сын-мин
  • Страна: США
  • Сборы: $28 млн
  • Бюджет: $12 млн
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 7,3
  • Рейтинг IMDb: 7,9

Когда умнице и отличнице На Eн было двенадцать, ее родители решили переехать из Южной Кореи в Канаду. Прощаться с домом было не жалко, разве что чуть-чуть — с одноклассником Хэ Соном, первой детской любовью. Спустя 12 лет На Eн (теперь уже Нора), перебравшаяся в Нью-Йорк, и Хэ Сон, оставшийся в Корее, нашли друг друга в соцсетях. Дальше подстраиваемых под разницу во времени разговоров по скайпу дело не пошло, вопрос «а что, если…» так и остался где-то на периферии новой взрослой жизни с новыми знакомствами, работами и любовями, но еще через 12 лет он все-таки приехал ее повидать.

В оскаровских раскладах этого года режиссерский дебют Селин Сон, до того работавшей в театре, занимает слот «симпатичного инди, которое нравится всем». Хотя в какой-то момент действующих лиц становится трое, это не мелодрама о любовном треугольнике, а история неслучившегося чувства, прослоенная иммигрантской рефлексией и рассказанная с нежностью и легкой меланхолией, но и уверенностью в правильности сделанного выбора, которую редко-редко затуманивает едва ощутимое воспоминание о прошлой жизни.